Тема исследования:
«Аквариум и его обитатели».
Актуальность проекта можно выразить всего лишь одной фразой И.
Соколова-Микитова: "Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая
любовь, несомненно, закладывается у нас с детства".
Жить в согласии с собой, с
другими людьми и в гармонии с природой - необходимое условие для счастливой и
успешной жизни человека в мире. Любовь к природе - великое чувство, оно
помогает человеку стать великодушнее, ответственнее, справедливее. Человек,
любящий природу, никогда не обидит ближнего, не будет издеваться над нашими
меньшими братьями, не будет загрязнять родную природу.
Цель проекта: изучить теоретический
материал об аквариумных рыбках, чтобы ответить на интересующие нас
вопросы, написать творческую работу и
познакомить ребят нашего класса с жизнью
аквариумных рыбок.
Задачи проекта:
1. ознакомиться с теоретической информацией;
2. проанализировать и обобщить факты;
3. сравнивая собранный материал развить интерес
к теме,
4. умение
выступать перед большой аудиторией;
5. воспитывать экологическую культуру и
способности
к самостоятельному труду.
Предполагаемый продукт:
На основе собранного материала создать
копилку фактов из жизни аквариумных рыбок и написать творческую работу;
При исследовании исходили из следующей гипотезы: если тщательно изучить
нужную информацию, проанализировать и обобщить необходимые факты, то можно не
только пополнить и расширить свои
знания, но и развивать творческие способности
и способности к самостоятельному труду.
В качестве объекта исследования
выбрали аквариумные рыбки
Предмет исследования: изучение литературы
Методы исследования: поисковый,
систематизация, сравнительный анализ
Сроки реализации проекта: 1год
Ожидаемые результаты проекта.
- Обучение компьютерным технологиям учащихся класса
на экологическом материале
- Конкурс экологических газет, рисунков, создание
презентаций на экологическую тематику
- Экологические детско-взрослые проекты
- Реализация проектов на уровне класса, школы
- Выступления
на школьной научно-практической конференции
- Объединение родителей, детей и учителей.
- Экологическая культура младших школьников
- Экологические
олимпиады, конкурсы, проекты, практическая деятельность, наблюдение
I Введение
Идеей
создания исследовательской работы «Аквариум и ее обитатели» была тема урока по
окружающему миру «Аквариум». Нас очень
заинтересовала эта тема, и мы захотели из источников книг и журналов
узнать, как появился первый аквариум, какие это рыбки, как содержать и
ухаживать за ними, как мыть и чистить аквариум.
Для нас это было новым,
интересным и даже увлекательным и мы поставили перед собой цель:
изучить теоретический
материал об аквариумных рыбках, чтобы ответить на интересующие нас вопросы,
написать творческую работу и познакомить ребят нашего класса с жизнью
аквариумных рыбок.
Человек издавна
интересовался подводным миром, населенным животными и растениями.
Сравнительно недавно
появились акваланги и исследовательские подводные лодки, дающие возможность несколько часов наблюдать за
рыбами в их природном окружении, изучать их способ жизни. Несмотря на это люди уже очень
давно научились воссоздавать частицу подводного мира рядом с собой. Это
аквариумы – постоянное жилище для рыбок.
Аквариум – не просто
красивая вещь, удовлетворяющая эстетические потребности человека, и не только
средство заполнить свой досуг, но и действующая модель природного водоёма.
II. 1.Аквариумистика.
Аквариумистика - род занятий связанный с
моделированием экосистемы в замкнутом искусственном водоёме.
Изучив
литературу, мы узнали, что: первая европейская книга
по аквариумистике была издана в 1797 году в Тюрингии Й. М. Бехштейном, где были
описаны условия содержания в неволе рыбок.
Рыбы представляют собой
самую древнюю, содержащую наибольшее число видов и самую распространенную
группу. Даже общее число видов рыб точно неизвестно, по приблизительной оценки
( поскольку ещё не все виды открытии и описаны) оно составляет от 21 тыс. до 25
тыс. особей.
Это, безусловно,
красивые существа. Как известно рыбки действуют успокаивающе на раздраженного и
уставшего человека. Свободно скользя за стеклом аквариума, они не только радуют
глаз, переливаясь различными яркими красками, но и снимают, таким образом,
стресс, волнение, напряжение.
Разведение
декоративных и пресноводных аквариумных рыбок – одно из наиболее
распространённых увлечений не только детей, но и взрослых. Есть много причин,
по которым люди хотят иметь рядом с собой рыб и водные растения. И, тем не
менее, всех аквариумистов – сознательно или несознательно, в большой или
меньшей степени объединяет одно: любовь к живой природе, а также удовольствие,
получаемое от наблюдений за подводным миром. Другими мотивами, побуждающими
заниматься аквариумистикой, являются ответственность за живых существ и радость
от успешного заботливого ухода за ними.
Любой человек,
занимающийся аквариумистикой, должен содержать элемент профессионализма и
стремиться к определённому объёму специальных знаний, чтобы избежать возможных
ошибок в общении с живыми существами. А если к этому добавляется изрядная
порция духа исследователя, на передний план выступают аспекты обучения и
усвоения, вытекающие из активных занятий аквариумистикой. Именно в условиях
ограниченного пространства представляется возможным проводить многочисленные
наблюдения за поведением рыб и анализировать их.
II. 2. Аквариумные
рыбки
Самые древние сведения о золотых рыбках
появились в Китае в 6 веке до нашей эры, которых считали священными.
Первым европейцем,
увидевшим и описавшим рыбок необычайной красоты, был известный итальянский путешественник Марко
Поло.
Первые золотые рыбки в
Европу были завезены на военных парусниках и появились в просторных бассейнах
при дворах королей под охраной гвардейских караулов и преподносились в качестве
даров или как награда дворянам.
Не все рыбки могут
совместно находиться в одном аквариуме. Бойцовые рыбы – прекраснейшие члены
аквариумного сообщества, но не выносят
сообщества цихлиды, а вот скалярии отличаются спокойным характером, но
их нельзя садить с мелкими рыбками, которых
они могут преспокойно проглотить.
Аквариумные сомы
миролюбивые и уживчивые даже с маленькими рыбками
Гуппи – самые любимые
рыбки начинающих аквариумистов, так как самые выносливые яркие пресноводные
рыбки, способные выжить в маленьком аквариуме, нетребовательны к качеству воды,
способны выдержать двухнедельное голодание и готовы даже питаться водорослями
Пецилиевые аквариумные
рыбки неприхотливы, всеядны, спокойны, довольствуются небольшими аквариумами
Барбусы – стайные рыбки
и содержать их рекомендуется в просторных аквариумах. Они очень воинственныи в
присутствии самки вступает в бои друг с другом, а по характеру совместимы со всеми другими
рыбками в аквариуме.
У золотой рыбки
обнаружили ум.
Жемчужинка:
Это небольшая рыбка.
Каждая чешуйка у неё имеет выпуклую форму, это и придает ей особую
оригинальность. Кормление, как и у остальных видов рыб. Что касается условий
содержания – рыбке требуется большой объём воды.
Неон:
Эти рыбки довольно
маленькие и очень подвижные. Название своё заслужили из-за серебристого блеска
их чешуи. Самец традиционно мельче и стройнее самки. Плавники у рыб прозрачные.
Держать их лучше в аквариуме с миролюбивыми рыбками.
Телескоп:
Очень интересная и
своеобразная рыба.У неё большие выпуклые внимательные глаза (стоит упомянуть,
что часто рыбка повреждает их и слепнет, поэтому в аквариуме не должно быть
много жестких растений, о которые она могла бы пораниться).Рыба имеет
шарообразную форму и от того неповоротлива, медлительна и немного
неуклюжа.Телескоп реагирует на колебание температуры, поэтому вам следует быть
внимательным к ней.
Вуалехвост:
Это разновидность
золотой рыбки, очень популярна среди не опытных аквариумистов. У неё, короткое
широковатое тело, маленькая голова, раздвоенный, очень длинный, тонкий и
прозрачный (как вуаль) хвост, именно поэтому она имеет такое название.
Рыбы-клоуны, или амфиприоны относятся к семейству
помацентровых. Размер рыбки - от 8 до 15 см. Окраска однотонная с контрастными
полосами и пятнами. Широко распространены в Тихом и Индийском океанах. Совсем
недавно благодаря рыбе-клоуну учеными было сделано одно важное открытие. Оно дало возможность
бороться с ожогами медуз. На основе слизи рыбы-клоуна ученые разработали и
сделали «противомедузный» крем.
Рыба шар живет
в коралловых рифах многих морей - от Красного
до Карибского, это самое объемистое коралловое существо, которое,
заглатывая воду, может раздуться до невероятного размера. В случае
опасности она принимает сферическую форму, что позволяет не только
отпугнуть мелкого хищника, но и потом, разом освободившись
от воды, заполучить что-нибудь съестное, спрятавшееся, было, под слоем
песка. Ее мирный облик обманчив: на самом деле рыба-шар - одна
из самых ядовитых подводных химических фабрик и самые сильные
на свете токсины как раз те, которые она в себе накапливает.
Однако, мясо рыбы-шар при условии его правильного приготовления, гурманами
считается деликатесом.
Рыбы-ангелы широко распространены среди коралловых рифов. Они
обладают яркой и удивительно изысканной окраской, но отнюдь не ангельским
характером. Каждая рыба «патрулирует» свой участок рифа и агрессивно реагирует
на появление там других рыб, особенно своего или близких видов. В аквариуме не
удается содержать более одной особи каждого вида, в противном случае в
результате непрекращающихся драк в живых останется только самая сильная рыба.
Интересно, что окраска молодых рыб-ангелов часто настолько сильно отличается от
окраски взрослых, что в некоторых случаях они были описаны учеными как разные
виды.
Рыбки – это домашние
любимцы и, создавая в квартире свой мир, они нуждаются в заботе и внимании.
II.
3. Черепахи
Наряду с рыбками
очень часто в аквариумах живут черепахи.
В течение многих тысяч лет люди интересуются черепахами. В
некоторых странах черепах почитают как священных, божественных животных. Содержание и уход за черепахами в неволе оказывается значительно сложнее,
чем может показаться на первый взгляд. Важно помнить, что хотя они большую
часть времени проводят в воде, все-таки это не рыбы, и суша им нужна
обязательно. Поэтому жилище для черепахи надо создавать, учитывая особенности
ее обитания.
Наличие грунта и озеленения для взрослой
черепахи необязательно, так как они или повреждают, или поедают их. Но для
молодняка озеленение необходимо, черепашки охотно прячутся среди зелени.
В отношении диких
животных живущих в квартире, мы должны иметь возможность знакомиться и при этом
наблюдать за их естественным, поведением, мы не должны пытаться обучать диких
животных поведению, похожему на поведение человека, а мы должны изучать, как
они живут среди себе подобных.
II. 4. Творческая деятельность.
Проведя большую и интересную работу
по теме, ученики нашего класса, поделились своими знаниями и впечатлениями в
классе. Заинтересовались этой работой не только дети, но и их родители. Шаталина
Екатерина вместе с мамой и сестрой придумали и сделали прекрасную модель
аквариума, Котов Егор со своей мамой подобрали интересный материал в газету,
которую они выпустили и познакомили с ней одноклассников и их родителей. Никто
не остался равнодушным ребята подготовили различные сообщения «Аквариумные
растения», «Аквариум и его мир», «Гуппи
– аквариумные рыбки», «Разведение аквариумных рыб», был проведен конкурс
рисунков в классе « Мой аквариум», Кузнецов Илья, Вартапетова Ангелина, Лещев
Алексей представили свои презентации по
этой теме.
II. 5. Выводы по теме.
Завершив работу, мы сделали для себя следующие выводы:
люди
должны не только восторгаться
разнообразием и красотой подводного мира, но обязаны приложить все
усилия, чтобы сохранить это достояние нашей планеты: охранять моря и океаны, реки и озера от загрязнения, защищать рыб от истребления и неразумного
отлова.
ІІІ. Заключение
Эта работа помогла понять, что
рыбки – это домашние любимцы, которые радуют нас не только своей красотой, но и
успокаивают нашу нервную систему, поэтому они
нуждаются в заботе и внимании, а для этого мы должны правильно использовать полученные знания. Мы
пополнили свои знания, узнали много интересного и поделились знаниями со своими товарищами.
|